воскресенье, 2 февраля 2025 г.
Формирование финансовой грамотности на уроках математики
Использование финансовых задач в обучении
финансовой грамотности имеет большую актуальность в современном мире.
Сегодняшняя экономика более сложна, чем когда-либо раньше, и все больше людей сталкивается
с финансовыми проблемами, такими как кредиты, инвестирование, налоговое
планирование и т.д. Многие люди, особенно молодые, часто не имеют достаточного
знания о том, как управлять своими деньгами и инвестировать их на будущее, что
приводит к дополнительным финансовым проблемам в жизни. Финансовые задачи могут
помочь ученикам научиться планировать свой бюджет, принимать взвешенные решения
о своих инвестициях и даже управлять кредитами и долгами. Такое обучение
поможет ученикам преодолеть финансовую неграмотность и станет базой для лучшего
финансового будущего. Финансовые задачи, используемые в обучении, должны быть
реалистичными и охватывать широкий диапазон тем, включая инвестиции,
планирование налогов, управление долгами и многое другое. Кроме того, важно,
чтобы задачи были интересными и вызывали здоровый интерес у учеников. В целом,
использование финансовых задач поможет формировать базовые знания и навыки
финансовой грамотности, которые будут полезны не только в молодости, но и во
всей жизни.
Каждая из этих сфер важна и необходима
для полноценного понимания финансовых вопросов.
1. Доходы и расходы: включает широкий спектр личностно значимых
финансовых тем, в частности, общий доход семьи, различные источники и виды
дохода (например, пособия, заработная плата и т.д.), виды и структура расходов,
налоги и система налогообложения, финансовые оценки и контроль расходов,
соотношение потребностей и желаний и др.
2.
Финансовое планирование и бюджет:
предполагает знание и понимание того, что доходы требуют планирования и
управления – как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе; включает
умения планировать и вести бюджет, соотносить различные потребности и расходы,
понимать разницу между видами расходов и учитывать это при принятии финансовых
решений.
3.
Личные сбережения: охватывает круг
вопросов, связанных с сохранением личных финансов, целей и видов сбережений,
различных сберегательных продуктов, знания о государственной системе
страхования вкладов, общие умения в области сбережений.
4. Кредитование: включает понимание общих принципов кредитования, в
том числе основных условий кредитования, умение сравнивать различные кредитные
продукты, пользоваться кредитными картами, читать кредитные договоры, а также
понимать последствия долга и ответственность за невыполнение кредитных
соглашений.
5. Инвестирование: содержит основные знания о том, что такое
инвестирование, в чем его отличие от сбережения и кредитования, понимание
разницы в риске и доходе между сберегательными и инвестиционными продуктами,
умения различать основные виды инвестиционных инструментов, оценивать степень
риска инвестиционного продукта.
6. Страхование: включает понимание основных задач и принципов
страхования, знание различных видов страховых банковских продуктов, условий
страховых выплат в случае наступления страхового случая, умения сравнивать
различные виды страховых продуктов и делать выбор на основе жизненных целей и
обстоятельств.
7. Риски и финансовая безопасность: ключевая область финансовой грамотности,
включающая возможность определения путей и способов управления финансами с
учетом представлений о потенциальных финансовых прибылях или убытках. Данная
содержательная область включает в себя представление о том, что определенные
финансовые продукты (включая страхование) могут быть использованы для
управления различными рисками с учетом различных потребностей и обстоятельств.
Предполагается знание того, что одни методы сбережения или инвестирования
являются более рискованными, чем другие; знание того, как ограничить риски для
личного капитала, а также понимание преимуществ диверсификации.
8. Защита прав потребителей: охватывает знания прав и обязанностей потребителей
на финансовом рынке и в рамках общей финансовой ситуации, а также основные
последствия финансовых контрактов. Включает понимание последствий изменений
экономических условий и государственной политики (изменение процентных ставок,
инфляции, налогообложения и социальных пособий) и влияния этих изменений на
личные финансы, а также использование информационных ресурсов и правовое
регулирование.
9. Общие знания экономики и азы
финансовой арифметики: содержит знания
и умения в области экономики и финансов, включая повседневные покупки товаров,
платежи, расходы, соотношение цены и качества, банковские карты, чеки, банковские
счета и валюты, понимание основных экономических терминов (инфляция,
диверсификация и т.д.), а также основы финансовой арифметики, например, умение
считать проценты, сравнивать абсолютные и относительные величины. Содержит
основные представления о налоговой системе, пенсионной системе и системе
государственного страхования, общей экономической обстановке в стране и мире,
знания о разделении финансовой ответственности между государством и
потребителем.